Пятница, 26.04.2024, 01:53
Приветствую Вас Гость | RSS

МБУ «Крапивинский Центр диагностики и консультирования»

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 29
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Система коррекционной работы по формированию универсальных учебных действий

Система коррекционной работы по формированию универсальных учебных действий

«Природа всех рождающихся существ такова,

что они являются гибкими и всего легче

принимают форму, пока они в нежном возрасте;

окрепнув, они не поддаются формированию.

Мягкий воск можно лепить, придавая ему нужную форму,

но если он затвердеет, то его легче обратить в порошок»

Я.А. Коменский

 

Сегодня в реализации коррекционно-развивающей практики следует учитывать принципы педагогической и психолого-логопедической коррекции.

ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ

Принципы педагогической коррекции:

1. Коррекционная направленность обучения, воспитания и раз­вития детей с особыми образовательными потребностями.

2. Взаимосвязь и взаимозависимость коррекции вторичных отклонений в развитии детей и компенсации дефекта.

3. Комплексный подход к диагностике и реализации потен­циальных возможностей детей с нарушениями умственного и фи­зического развития в обучении и воспитании.

4. Достижение уровня образовательной и профессионально-трудовой подготовки, необходимого выпускникам школ для обеспе­чения последующей интеграции и социальной адаптации в обществе.

5. Дифференциация образовательного процесса детей с недо­статками развития.

6. Индивидуализация коррекционно-педагогического процес­са в зависимости от клинических форм патологии, структурно-функциональных нарушений в развитии детей.

 

Характеристика принципов психологической коррекции:

единство диагностики и коррекции - принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога; эффектив­ность коррекционной работы на 90 % зависит от комплексности, тщательности и глубины диагностической работы;

нормативность развития - коррекция по этому принципу строится как учет последовательности сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития;

коррекция «сверху вниз» - коррекция по этому принципу носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование пси­хологических новообразований;

коррекция «снизу вверх» - при реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рас­сматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психо­логических способностей;

системность развития психической деятельности - необхо­димость учета в коррекционной работе профилактических и раз­вивающих задач, обеспечивающих направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии;

деятельностный - принцип, определяющий предмет при­ложения коррекционных усилий, выбор средств и способов до­стижения целей, тактики проведения коррекционной работы, путей и способов реализации поставленных целей.

 

Характеристика принципов логопедической коррекции:

системность - изучение речи, ее развитие; коррекция на­рушений предполагает воздействие на все стороны речевой функ­циональной системы;

комплексность - устранение речевых нарушений должно носить комплексный медико-психолого-педагогический характер;

принцип развития - выделение задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка;

онтогенетический - учет в методике коррекционного воздействия последовательности появления форм и функций речи;

учет этиологии, механизмов, симптоматики и структуры нарушения речи - установление в каждом отдельном случае этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой сим­птоматики в структуре дефекта;

принцип обходного пути - формирование новой функцио­нальной системы взамен пострадавшего звена.

Практика показывает, что в коррекционной деятельности целесообразно использовать следующие приемы коррекции.

 

Приемы педагогической коррекции:

1. Приемы, обеспечивающие доступность учебной информации для детей с нарушениями развития.

2. Специальные приемы организации обучения.

3. Логические приемы переработки учебной информации.

4. Приемы использования технических средств, специальных приборов и оборудования.

Приемы психологической коррекции:

  • доверие к личности ребенка;

  • формирование реально осознаваемых/действующих моти­вов поведения;

  • анализ конфликтных ситуаций;

  • безусловное принятие;

  • игнорирование;

  • эмоциональное поглаживание;

  • ассоциации;

  • сочувствие;

  • обратная связь;

  • моделирование желаемого поведения;

  • релаксация;

  • ритуалы.

Приемы логопедической коррекции:

  • повтор поставленного звука изолированно, в слогах, словах;

  • повтор слогов, слов с оппозиционными звуками;

  • изменение интонации, силы, тембра, темпа голоса;

  • выделение определенного звука из ряда других звуков;

  • дифференциация движений органов артикуляционного аппарата;

  • дифференциация звуков по принципам твердости-мягкости, звонкости-глухости;

  • отхлопывание, отстукивание ритма;

  • прием удлинения и варьирования слогов;

  • анализ и синтез слогов, слов;

  • сопоставление и распространение предложений, рассказов;

  • употребление и преобразование грамматических форм;

  • выделение ударных и безударных гласных;

  • рисование буквы;

  • конструирование букв;

  • обводка, штриховка букв;

  • логопедический массаж: поглаживание, растирание, вибрация и т. д.

Данные приемы коррекционной работы обеспечивают формирование УУД.

Система коррекционной работы по формированию у младших школьников универсальных учебных действий включает целый ряд коррекционно-развивающих заданий и упражнений.

Форма входа
Архив записей
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz