Система коррекционной работы по формированию универсальных учебных действий
«Природа всех рождающихся существ такова,
что они являются гибкими и всего легче
принимают форму, пока они в нежном возрасте;
окрепнув, они не поддаются формированию.
Мягкий воск можно лепить, придавая ему нужную форму,
но если он затвердеет, то его легче обратить в порошок»
Я.А. Коменский
Сегодня в реализации коррекционно-развивающей практики следует учитывать принципы педагогической и психолого-логопедической коррекции.
ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ
Принципы педагогической коррекции:
1. Коррекционная направленность обучения, воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями.
2. Взаимосвязь и взаимозависимость коррекции вторичных отклонений в развитии детей и компенсации дефекта.
3. Комплексный подход к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей с нарушениями умственного и физического развития в обучении и воспитании.
4. Достижение уровня образовательной и профессионально-трудовой подготовки, необходимого выпускникам школ для обеспечения последующей интеграции и социальной адаптации в обществе.
5. Дифференциация образовательного процесса детей с недостатками развития.
6. Индивидуализация коррекционно-педагогического процесса в зависимости от клинических форм патологии, структурно-функциональных нарушений в развитии детей.
Характеристика принципов психологической коррекции:
• единство диагностики и коррекции - принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога; эффективность коррекционной работы на 90 % зависит от комплексности, тщательности и глубины диагностической работы;
• нормативность развития - коррекция по этому принципу строится как учет последовательности сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития;
• коррекция «сверху вниз» - коррекция по этому принципу носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований;
• коррекция «снизу вверх» - при реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей;
• системность развития психической деятельности - необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач, обеспечивающих направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии;
• деятельностный - принцип, определяющий предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения целей, тактики проведения коррекционной работы, путей и способов реализации поставленных целей.
Характеристика принципов логопедической коррекции:
• системность - изучение речи, ее развитие; коррекция нарушений предполагает воздействие на все стороны речевой функциональной системы;
• комплексность - устранение речевых нарушений должно носить комплексный медико-психолого-педагогический характер;
• принцип развития - выделение задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка;
• онтогенетический - учет в методике коррекционного воздействия последовательности появления форм и функций речи;
• учет этиологии, механизмов, симптоматики и структуры нарушения речи - установление в каждом отдельном случае этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта;
• принцип обходного пути - формирование новой функциональной системы взамен пострадавшего звена.
Практика показывает, что в коррекционной деятельности целесообразно использовать следующие приемы коррекции.
Приемы педагогической коррекции:
1. Приемы, обеспечивающие доступность учебной информации для детей с нарушениями развития.
2. Специальные приемы организации обучения.
3. Логические приемы переработки учебной информации.
4. Приемы использования технических средств, специальных приборов и оборудования.
Приемы психологической коррекции:
-
доверие к личности ребенка;
-
формирование реально осознаваемых/действующих мотивов поведения;
-
анализ конфликтных ситуаций;
-
безусловное принятие;
-
игнорирование;
-
эмоциональное поглаживание;
-
ассоциации;
-
сочувствие;
-
обратная связь;
-
моделирование желаемого поведения;
-
релаксация;
-
ритуалы.
Приемы логопедической коррекции:
-
повтор поставленного звука изолированно, в слогах, словах;
-
повтор слогов, слов с оппозиционными звуками;
-
изменение интонации, силы, тембра, темпа голоса;
-
выделение определенного звука из ряда других звуков;
-
дифференциация движений органов артикуляционного аппарата;
-
дифференциация звуков по принципам твердости-мягкости, звонкости-глухости;
-
отхлопывание, отстукивание ритма;
-
прием удлинения и варьирования слогов;
-
анализ и синтез слогов, слов;
-
сопоставление и распространение предложений, рассказов;
-
употребление и преобразование грамматических форм;
-
выделение ударных и безударных гласных;
-
рисование буквы;
-
конструирование букв;
-
обводка, штриховка букв;
-
логопедический массаж: поглаживание, растирание, вибрация и т. д.
Данные приемы коррекционной работы обеспечивают формирование УУД.
Система коррекционной работы по формированию у младших школьников универсальных учебных действий включает целый ряд коррекционно-развивающих заданий и упражнений.