Ежегодный мониторинг психологического здоровья воспитанников подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений, осуществляемый в нашем районе специалистами Центра, и в этот раз указал на то, что количество здоровых будущих первоклассников стремительно снижается.
В текущем месяце специалистами Центра проводился мониторинг психологического здоровья воспитанников подготовительных к школе групп. В котором приняло участие 137 человек, из 11 дошкольных образовательных учреждений.
Мониторинг проводился по следующим направлениям:
1. Соответствие хронологического и биологического возраста;
2. Оценка физического развития (длина и масса тела, окружность грудной клетки, изучение осанки);
3. Оценка психологической готовности к школьному обучению;
4. Оценка уровня речевого развития.
Анализ диагностики показал в подготовительных к школе группах следующие результаты:
Отмечено в 35% несоответствие хронологического возраста биологическому. Это указывает на то, что, этим детям будет труднее справляться с физическими и умственными нагрузками, тяжелее адаптироваться к новым условиям, в том числе к школе, они более чувствительны и подвержены стрессам и возбудителям детских инфекций.
Особого внимания заслуживает проблема увеличения числа детей с дисгармоничным физическим развитием. По итогам диагностики общая задержка физического развития наблюдается у 5% обследуемых детей, дефицит массы тела – 13%, избыток массы тела – 16%, отставание размеров грудной клетки – 22%, нарушение осанки – в 26%.
Оптимальный и достаточный уровень психологический готовности детей к школьному обучению, которому, соответствуют психические процессы (уровень развития произвольной памяти, внимания; умение ориентироваться в работе на образец, умение точно скопировать его; уровень сенсомоторной координации и тонкой моторики руки; умение различать звуки в словах, связно излагать свои мысли, логически мыслить и т.д.) выявлен у 44% . Из них у 27% проявился – средний уровень, у остальных 12% высокая и 55% - хорошая готовность к школе. Низкий уровень готовности проявился у 63-х детей, что составляет 22% от общего числа обследованных детей.
Таким образом, по результатам можно сделать вывод о том, что в коррекции нуждаются 22% детей, в индивидуальных занятиях – 40%.
По результатам обследования дошкольников учителем – логопедом в подготовительных группах высокий уровень речевого развития имеют 42 дошкольника, что составляет 50%, средний – 54 дошкольников, что составляет 40%, низкий – 41 дошкольник, что составляет 10%. Дети показали средний уровень сформированности связной речи. Дошкольники затрудняются составлять полные, лаконичные, логические рассказы, образовывать новые слова, неумело владеют диалоговой речью, с трудом составляют рассказы по картинкам, сочиняют сказки. У детей недостаточно хорошо развит фонематический слух.
Мониторинг психологического здоровья воспитанников подготовительных групп в начале 2014–2015 учебного года позволил оценить «траекторию» развития личности и предупредить возможные нарушения у воспитанников до поступления в школу, определить возможности, способности, интересы каждого ребёнка и группы в целом, наметить меры коррекции психолого-педагогического обеспечения дальнейшего развития воспитанников.
|